Видео | ООО ''Художественная ковка'' - Кованый мир Вашей мечты

Наше Видео

Искусство кузнечного дела

Искусство кузнечного дела зародилось очень давно. Еще в каменном веке людям попадались куски самородного и метеоритного железа, которые под действием ударов меняли свою форму. Уже древние народы оставили кузнечные изделия из металла.

В VI-III вв. до н.э. кузнецы научились делать кузнечную сварку, а еще через несколько столетий люди стали добывать железо из болотных и дерновых руд в маленьких цилиндрообразных печах-домницах. Железо получалось в виде лепешек весом 3-5 кг, называемых крицами, из которых изготовлялись изделия в достаточно большом ассортименте.

На территории нашей страны кузнечным делом стали заниматься в VI-IV вв. до н.э. в Причерноморье, на Северном Кавказе, Южном Урале. В Киевской Руси художественная ковка возникла около Х века. Влияние на развитие кузнечного мастерства шло с юга и востока – из скифского, черноморского районов, Армении, Индии.

По мере развития производства железо все шире применялось в изготовлении оружия. Кроме художественных работ, скифские мастера делали много холодного оружия.

В процессе изготовления клинков восточные мастера с помощью кузнечной сварки стали делать многослойную сталь из полос твердой стали и мягкого железа (от 3 до 500 слоев) – это повышало прочность и создавало после обработки поверхности разнообразные узоры. В дальнейшем такая сталь была названа дамасской. Готовые клинки покрывали гравированным и черненым орнаментом и в сочетании с ювелирно отделанной рукоятью представляли собой настоящие жемчужины ювелирного и кузнечного искусства. Позже на Руси стали ковать мечи-кладенцы из узорчатого булата и дамаска, прославленных в народных сказках и былинах.

Художественные работы выполняли те же кузнецы-оружейники. В Древней Руси строили изумительные по красоте храмы и соборы, и кузнецы украшали их коваными крестами и паникадилами, оконными решетками и воротами. Со временем высокого мастерства достигли златокузнецы, которые изготовляли в технике холодной ковки золотые, серебряные и медные ковши, кубки, вазы и другую утварь для церкви и царского двора. В XIII в. на основании письменных свидетельств историки выделяют около 16 специальностей, отделившихся от кузнецов: оружейники, замочники (слесари), ювелиры, жестянщики, сварщики и т.п. Узкая специализация в такой степени не коснулась деревенских кузнецов: здесь по-прежнему были мастера-универсалы.

Труд кузнецов был ручным. Только в начале XVIII века с развитием заводов появились рычажные молоты с водяным приводом, а в середине XIX века – паровые молоты. Однако большинство мелких кузниц оставалось все на том же уровне.

Время с XV по XVIII в. – период величайшего расцвета кузнечного искусства как в России, так и в Западной Европе. Многие города специализировались в разных областях этого мастерства: Великий Устюг, Мосул славились утварью, Дамаск, Милан, Астрахань, Тула – оружием, Нюрнберг, Холмогоры – замками и т.д.

Эпоха классицизма отмечена упадком кузнечного мастерства. Оно потеряло и былое разнообразие, и техническую виртуозность. Мастера стали копировать древние образцы, теряя при этом первозданную поэтичность кованых изделий.

Возрождение ковки по черному металлу произошло в эпоху модерна. Пластика металлической ковки весьма соответствовала потребностям этого стиля. Архитекторы очень активно использовали кованый металл в своих произведениях. Сочетая традиционные решения с заново переосмысленной пластикой металла, они дали древнему мастерству новую жизнь. Антонио Гауди, А.В.Щусев и многие другие известные и неизвестные мастера оставили прекрасные образцы кованого декора в многочисленных творениях того времени.

В наш промышленный век древнее ремесло было почти совсем забыто. Современным кузнецам буквально по крупицам приходится собирать утерянные секреты. Но уже много сделано на этом пути: мастера-самородки титаническим трудом воссоздали кузнечное искусство и обучили не первое поколение учеников. В 1975 году в подмосковном поселке Никольско-Архангельское открылся первый Музей кузнечной науки и техники, который стал центром исследований в истории художественной ковки. Каждый год на территории музея проходят фестивали мастеров художественной ковки. Там есть множество экспонатов, по которым можно проследить историю кузнечного дела с каменного века до наших дней.

Сегодня в украшении офисов, банков, торговых фирм широко применяются художественные металлические конструкции: решетки на окнах, перила ограждений, козырьки над входом, выполненные методом сварки прокатных элементов (из квадрата, полоски, прутка). Главная технологическая особенность кузнечных изделий – вытягивание декоративных элементов из одного куска железа. Ковка металла – это почти скульптурная лепка, выполненная при помощи молотка и специальных приспособлений. Игра толщиной, линией, пластикой, придает формам живую трепетность, сравнимую с цветком.